«Годы странствий — мой плен и свобода» (видеоинтервью)

0
452

Педагог, эколог, краевед, геолог, инженер, исследователь, человек глубоких разносторонних знаний, широкой эрудиции; целеустремлённый, обязательный, интеллигентный, скромный, преданный своему делу, настоящий профессионал в своей области, которому в нашем городе равных нет… Список профессиональных и личных качеств этого человека можно продолжать дальше, ведь чем дольше знаешь его, тем более многогранно раскрывается глубина его внутреннего мира, восхищает гибкость ума, увлечённость и посвящённость любимому делу. Качества эти в совокупности стали основанием для получения в этом году заслуженной награды — звания «Почётный гражданин города Боровичи». Кто знает этого человека, уже догадался, о ком идёт речь, кто не знает, разрешите представить Быкова Леонида Ивановича, чей жизненный опыт и принципы могут стать примером для подражания.

— Леонид Иванович, вы эколог, краевед, педагог дополнительного образования, главный геолог ООО Фирма «Развитие и хозяйство» — как вы всё успеваете? Что придает вам силы в работе?

— Такая четырехмерность, вероятно, предопределена одним из четырёх основных законов философии — закона четырехмерности бытия, который предсказал ещё в студенческие годы. Но это скорее – шутка. Разумеется, быть одновременно в 4-х ипостасях невозможно. Но они органически связаны между собой. Как исключение, в комплексных экспедициях иногда приходится быть одновременно во всех ролях. В качестве цемента органического единства 4 граней служит краеведение. Краеведом стал с раннего детства. Любил бродить в окрестностях населенных пунктов. Нередко в одиночку. Именно благодаря краеведению стал геологом. Названные виды деятельности реализуются последовательно в ходе жизненных обстоятельств. Профессия геолога, а теперь и эколога — в основной работе. В общении с детьми: на занятиях, в походах, экспедициях, на конкурсах исследовательских работ учащихся просто обязан быть педагогом. Экологом стал благодаря профессии геолога и затем общественной работе. А силы в работе придают интерес к профессии, увлеченность, жизненная позиция, стремление изменить жизнь людей к лучшему.

— Какую из профессий вы считаете наиболее важной для вас?

— Конечно, древнейшую профессию геолога. Она учит смотреть вглубь явлений, является мировоззренческой, обогатила меня опытом исследователя.

— Что или кто повлиял на выбор дела всей жизни?

— Призвание, которое выявилось в раннем детстве. Началось всё с собирания камней, чтения книг о природе, путешествиях и путешественниках. Появилась тяга к странствиям: «Годы странствий — мой плен и свобода». У Святослава Рериха есть афоризм: «Ничто так не развивает личность как путешествия».

— Расскажите о проекте (или нескольких проектах), за которые вы испытываете гордость.

— Прежде всего, дипломный проект краеведческой направленности «Ландшафты Мстинской впадины и их хозяйственное использование». По сути, он стал для меня основой, фундаментом знаний для профессии геолога, эколога и педагога дополнительного экологического образования. Экологический проект «От консультпункта — к центру эко-просвещения», подготовленный на конкурс. Грант, полученный за победу в конкурсе, стал толчком к развитию общественной организации «Эколог». Затем проект «К родниковой правде» — социальный заказ администрации района по изучению родников «Горной Мсты». Эти 2 проекта были реализованы. И проект «Боровичи 3.0». Во все эти проекты я вложил и знания, и душу.

— Помимо профессиональной, вы давно и много занимаетесь общественной деятельностью. Почему это важно для вас?

— Осознание быть нужным людям, социуму. Это необходимо для развития гражданского общества. Государство не может решить все социальные проблемы. Поэтому в гражданском обществе объективно возрастает значение общественной активности и деятельности граждан. Без этого тормозится развитие любой страны. В этом залог благополучия и нашей страны в будущем.

— Всегда ли ваша семья вас поддерживала и поддерживает в общественной работе?

— Прежде всего, очень благодарен своей жене Галине Алексеевне. За то, что на протяжении совместной жизни она понимала, что это нужно людям. Нередко брала на себя часть бытовых забот и дел, чтобы высвободить мне время для общественной работы. Эти жертвы были объективно необходимы. У наших детей, внуков – другое время, другие жизненные ориентиры и ценности.

— Вы много лет, порой бескорыстно, вкладываете свой опыт и любовь к окружающему миру в боровичских детей. Что движет вами?

— Статус педагога. Настоящий педагог должен быть бескорыстным и нравственным, идти на самопожертвование, быть примером, вести за собой. Только тогда он в полной мере может называться педагогом. К сожалению, мне не удалось реализовать себя в большой науке, а склонности к научным поискам есть. Поэтому нахожу компенсацию в организации научной деятельности с детьми. У меня есть две авторские образовательные программы «О чем молчат камни» и «Тропою науки».

— Есть ли у вас преемники?

— К сожалению, полноценного преемника нет. Ни в экологии, ни в геологии, ни, тем более в научно-образовательной деятельности.

— Вопросы экологии во всём мире, особенно за последние десятилетия, достаточно остро встают и решаются на государственном уровне. Какие шаги, на ваш взгляд, как эколога, необходимо срочно предпринять в нашей стране и что может сделать наш город, чтобы улучшить свою экологию?

— Соблюдать Конституцию РФ и закон РФ «Об охране окружающей природной среды», в XI разделе которого говорится о необходимости экологического образования. Например, ст. 71 предусматривает его всеобщность, обязательность и непрерывность. Почему игнорируется этот раздел закона — это вопрос к прокуратуре. Убеждён, необходимо вернуть предмет экология в федеральном и региональном компонентах образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here