Взглянуть в глаза детям

0
942

Трудно переоценить значение учителя в жизни каждого человека. От личности педагога, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба учеников и, если хотите, судьба города, области, страны. Люди этой судьбоносной профессии заняты делом государственной важности.

И государство отмечает их заслуги. В указе Президента РФ от 25 сентября 2014 года «О поощрении»: «За заслуги в области образования, науки и подготовке квалифицированных специалистов» объявлена благодарность заместителю директора Боровичского педагогического колледжа Светлане Павловне Чистяковой. Официальное награждение состоится в начале будущего года.

Мы попросили Светлану Павловну рассказать о себе, своем педагогическом пути, о своих достижениях и победах.

Светлана Павловна, расскажите, как вы пришли в профессию?

— Случилось это не сразу. После школы (а училась я в одиннадцатой средней школе) вместе с одноклассницей Орловой Любой поступила в Ярославское училище, выбрав для себя специальность — «оператор счетно-вычислительных машин». Учиться мне нравилось. После занятий занимались спортом, ходили в музеи и театры. Скучать было некогда, но домой, в милые сердцу Боровичи, все равно тянуло – я была домашним ребенком. Да и Люба тоже. Училище мы закончили на «отлично», получив в награду за это возможность проходить практику в родном городе.

И тут Люба надумала поступать в педучилище. Ну и я решила не отставать от подруги. В училище у нас подобралась замечательная, талантливая группа. Все нам было интересно! Каждый день приносил что-то новое. Увлекались гимнастикой. Объездили со своей командой весь белый свет. Где мы только не были! Магнитогорск, Ульяновск, Тольятти, Рязань, Тамбов, Ессентуки… Годы учебы пролетели, как сон. И только на выпускных экзаменах поняли, что мы учителя, преподаватели…

Училище я закончила с отличием. Надо было учиться дальше. Высшее образование получала заочно в Санкт-Петербургском университете физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (бывший Государственный дважды орденоносный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта). Наши преподаватели Анастасия Яковлевна Богданова и Леонид Николаевич Норкин через Министерство образования сделали все, чтобы мы с Любой остались работать в училище.

На последних соревнованиях в Ульяновске, когда опускался поднятый флаг, мы услышали по громкоговорителю: «Вот теперь мы знаем, кто такие Орлова и Киселева (девичья фамилия Чистяковой С. П. — прим. автора) — это девочки, которые будут работать в педагогическом колледже города Боровичи, они будущие педагоги». Мы были удивлены. Нас поздравили, и мы приступили к работе.

У нас были прекрасные учителя, которые сформировали нас как личности, передав нам такие качества, как ответственность, трудолюбие, исполнительность, понимание значимости профессии и себя в профессии, любовь к своим учителям. Они все разные, отношение к работе у них сформировано годами, а традиции, которые они заложили, остались в душе и сердце навечно. Они показали, какой должен быть учитель. И конечно, я очень благодарна гимнастике, которая сформировала мой характер.

— Гимнастика помогает сейчас вам в вашей работе?

— Гимнастика для меня — это начало всех начал. Это трудолюбие, ответственность, смелость, — все, что нужно в жизни любому человеку в любой профессии. Ответственность за команду, в которой ты выступаешь, а в дальнейшем работаешь. Умение видеть перспективу, способность заставить себя работать на нее, поддержать, подсказать, прислушаться к мнению тренера или коллеги, понять его, попробовать сделать то, что надо, по образцу. Все это важно как в спорте, так и в трудовой жизни.

Каким принципом руководствуетесь вы в вашей работе?

— Мое кредо: «Если не я, то кто же?», «99 процентов труда и один процент таланта», «Любить то, что делаешь», «Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и солнца». Я стараюсь, чтобы людям со мной было комфортно: в общении, жизни, дружбе, работе. Когда вхожу в класс, начинаю разговор со слов: «Ребята, какое у вас настроение, что вас беспокоит?» или же «Я вас всех люблю». Я не верю в утверждение, что нелюбимых учеников нет. Есть дети, которыми ты восхищаешься. Восхищаешься их воспитанием, умением трудиться, способностями, отношением к взрослым и учебе. Они остаются в памяти надолго. Но есть и другие дети…

Профессия педагога отнимает много личного времени, как вы справляетесь с этим?

— Наша профессия требует мобилизации всех сил, порой запредельных, которые иногда жалко отдавать, потому что теряешь здоровье, отнимает время от семьи. И я благодарна всем своим родным: детям, мужу, родителям. Мои коллеги — это мои родственники, которых я очень люблю. Хоть мы все разные, это мой дом, где я провожу много времени. Мы настолько с ними сжились — мы знаем, про дни рождения, юбилеи, когда кто родился, когда пошел ребенок в школу, кто и куда переехал, кто чем увлекается и к кому можно обратиться за помощью. Без них я уже просто не мыслю своей жизни.

Чем сегодняшние студенты отличаются от студентов вашей молодости?

— Они очень разные, но и те, и другие интересны по-своему. И у тех, и у других были свои возможности, которые они использовали или используют в меру своих способностей, установок. И в том, и в другом веке были и активные студенты, и пассивные, инициативные, лидеры и ведомые. Но в современном мире студентом быть опаснее: интернет, разные субкультуры, разные течения, которые несформировавшуюся личность могут легко привести к беде. Сегодняшние студенты более решительны, более дерзки, более перспективны. Мы тогда не были такими. Хочется, чтобы все они были успешны, образованы, счастливы. А счастье — это профессия, семья, окружение, дети, ощущение гармонии во всем этом.

Есть утверждение, что преподаватель должен быть на одной волне со студентами. Сложно ли осваивать новые технические средства?

— Обязательно нужно осваивать. Но главное обращаться к студентам за помощью, как это принято у нас в колледже. Не бояться сказать: «Я человек из прошлого века, я многого не знаю. А вы современные, продвинутые, мобильные, умные». Даже если студент не очень в этом плане сильный, ты даешь ему возможность подняться на уровень выше и помочь тебе. В нашем колледже студенты обучают педагогов, помогают овладеть компьютерными технологиями.

Вам объявлена благодарность Президента РФ. Отразится ли этот факт на вашем отношении к профессии?

— У меня есть разные награды, но первая из них — это уважение коллектива, понимание той профессиональной значимости для людей, которые видят тебя ежедневно. Мне кажется, это самое главное. Второе, что для меня важно — доброе отношение учеников, выпускников и их результаты. Третья и самая главная награда для меня — это когда наш колледж в рейтинге образовательных учреждений находится на высокой ступеньке. Вот эти три показателя и есть мои награды.

У меня есть награды муниципального района, области, российского масштаба такие, как «Почетный работник среднего профессионального образования». И вот теперь награда президента. Я понимаю, что все они проходят некую ступенчатость. Мне бы хотелось, чтобы вот этих ступенек было как можно меньше для преподавателей. Потому что рядом со мной, и я уверена так во всей России, работают такие замечательные педагоги, которые заслуживают орденов всех рангов. Мне приятно, что меня заметили, наградили, но для меня это не главное.

Если бы на один день можно было стать специалистом в другой области, какую профессию вы бы выбрали?

— Никакую. В девяностые можно было поменять профессию. Но когда ты связываешься ниточками психологическими, интеллектуальными, профессиональными со студентами, с коллективом их трудно разорвать. Если ты видишь, что у тебя получается в своей профессии, ты с каждым днем ее уважаешь, любишь, то уже эти нити невозможно разорвать. Сейчас я понимаю, что я человек сформировавшийся, я многое в жизни умею. Я смогу найти себе место в любой профессиональной деятельности, даже непрофессиональной, например, предпринимательской. Я умею учиться, познавать, контролировать, видеть перспективу и ошибки, которые могу предугадать и предупредить.

Если бы у вас была такая возможность, чтобы вы изменили в нашем городе?

— Я больше подключала бы к делу молодежь. В этом случае решается множество проблем: если человек занят делом, у него нет возможности заниматься ерундой. У нас хорошая молодежь, она не знает, куда приложить свои силы, спрашивает, где поработать, кому оказать помощь. Надо больше им доверять, больше в них верить.

Город меняется к лучшему. Те ростки городской культуры, которые появляются, и, особенно, в центре города, не могут не радовать. Но хотелось бы, чтобы районные и городские чиновники всегда и во всем честно исполняли свой долг, меньше думали о себе и своей выгоде, а больше о людях. Век наш недолог, и каждый человек, а особенно тот, кто при должности, должен отвечать за свои поступки перед собой и своей совестью.

И еще я хочу, чтобы больше было настоящей, «живой» работы с детьми. У нас сейчас слишком много бумаг, планов, отчетов. Ими мы завалены так, что не успеваем взглянуть в глаза детям, не замечаем их проблем, их настроений…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here