«У театра — великая будущность…»

0
562

Театр… Каждый человек воспринимает его по-своему: для одних — это зрелище, для других — мир фантазий и мечты, для кого-то (и об этом говорил великий Станиславский) — сама жизнь, в которой, пожалуй, главная роль отводится режиссеру, особенно, если речь идет о детском театре. Именно здесь ему приходится быть не только постановщиком и организатором, но также педагогом и воспитателем.

В Боровичах театр юного зрителя существует уже много лет. С 1935-го по 1975-й им руководил заслуженный работник культуры Василий Иванович Жданов. В далекие тридцатые ТЮЗ назывался достаточно скромно — заводской драмкружок при клубе «Красный Керамик» (ныне — Дом культуры комбината огнеупоров). В этом году Василий Иванович мог бы отпраздновать столетний юбилей, но, к сожалению, его уже давно нет с нами. Он был (если можно так выразиться) талантливо увлеченным человеком: жил театром, дышал театром, всегда оставаясь для своих многочисленных воспитанников примером для подражания.

С 2012 года на капитанском мостике ТЮЗа стоит Елена Борисовна Шилова. О том, как здесь обстоят дела сейчас, и состоялась наша беседа.

– Помните ли вы свою первую встречу с миром кулис?

– В детстве я часто ходила на елочные спектакли, которые ставил В. И. Жданов. В то время всем ученикам давали бесплатные билеты на новогодние представления. Это было феерически потрясающее зрелище. Для меня происходящее на сцене казалось магией. Старалась любыми правдами и неправдами попасть на эту волшебную сказку еще и еще раз. Музыка, наряды, актеры, декорации — из всего этого рождалось настоящее чудо.

– Театр начинается с вешалки, а с чего начинался он для вас?

– Я была очень мечтательной, романтично настроенной девочкой, всегда хотела что-нибудь организовать, провести. В то время выпускался журнал «Пионер», в котором печатались маленькие пьески для школьной самодеятельности. Из него я и мои одноклассники брали сценарии и самостоятельно, без помощи и участия взрослых, ставили спектакли, праздничные мероприятия к всевозможным датам. Репетиции и показ проходили в спортивном зале. Так, незаметно и прошла пора ученичества. Поэтому театр всегда был со мной, я всегда хотела заниматься только режиссурой.

Большую роль в моем становлении сыграла и учительница литературы Екатерина Осиповна Филатова, любившая устраивать вечера, на которых ученики читали отрывки из пройденных произведений, разыгрывали небольшие костюмированные сцены.

После школы подала документы на режиссерское отделение Новгородского училища культуры, по окончании которого работала в Народном театре поселка Любытино. Поставила на его сцене спектакль «Быть человеком», затем поступила в Ленинградский институт культуры имени Н. К. Крупской.

Всю последующую жизнь посвятила детскому театру. На мой взгляд, он помогает детям стать счастливыми. Программа, по которой я работаю с подростками, развивает у них чуткость и доброту. Они учатся анализировать действия и поступки людей в тех или иных ситуациях. Мне интересно общаться с теми ребятами, которым нравится атмосфера кулис, а не с теми, которых родители приводят с одной только целью — лишь бы куда-нибудь пристроить свое чадо.

– Доводилось ли играть самой?

– Начиная с 5 класса, я занималась в детском театре под руководством Василия Ивановича Жданова. Помню, как в далекие 70-е на новогодних каникулах играли по 2–3 спектакля в день. Естественно, невозможно было одному ребенку играть так много. Но творческий коллектив был очень большой, поэтому была возможность заменять друг друга. На основе полученного опыта и детских воспоминаний я уже на протяжении двух лет стараюсь возродить эту традицию. В этом году в предновогоднюю и новогоднюю недели сыграли 12 раз «Двенадцать месяцев», в прошлом — «Сказку о рыбаке и рыбке». Мне хочется возродить все так, как было в детстве.

– Сколько ребят занимается у вас?

– У меня в группе 30 человек — 8 мальчиков и 22 девочки. Самый маленький учится в 3-м классе, самая взрослая — в 10-м. Спектакли и концертная деятельность — далеко не главные составляющие нашей работы. Много времени и сил уделяется занятиям по актерскому мастерству, сценической речи, хореографии. Мы много учимся, поэтому большое количество спектаклей для нас не самоцель.

– На какую аудиторию ориентированы постановки?

–Театр юного зрителя — это место, где дети играют для детей.

– Как выбирается репертуар?

– Прежде всего, в соответствии с разработанным мной проектом на основе программы «Актерская грамота — подросткам» (авторы А. П. Ершова и В. М. Букатова). Цель режиссера — научить детей не изображать, а создавать на сцене жизнь человеческого духа. В этом и заключается основная направленность учебных занятий. Чаще всего работаем с классикой — Пушкиным, Маршаком, Мамлиным.

За сезон ставим две постановки: одну — к Новому году, другую — в рамках обучения театральному искусству. Коллектив театра юного зрителя принимает активное участие, как в городских мероприятиях, так и в жизни Дома народного творчества, в гостеприимных стенах которого он располагается.

Сейчас репетируем пьесу о древнегреческом театре. Очень хочется, чтобы дети знали о том, что это искусство зародилось в 4 веке до нашей эры в древней Элладе. У меня много пятиклассников, изучающих данный период в курсе общеобразовательного предмета «История» в школе. Они даже приносили свои учебники и удивлялись: «Как так? Мы столько всего знаем, а там об этом написана всего страничка…». Не знаю, удастся ли закончить проект в этом учебном году. Будем стараться.

В октябре 2012 года состоялась премьера «Рождественского подарка», а в декабре мои воспитанники уже показывали его на большой сцене концертного зала в Санкт-Петербурге. Спектакль посвятили 170-летию Матушки Таисии, жизнь которой тесно связана с Боровичами. 800 зрителей приняли нас очень тепло. В зале царила такая душевная атмосфера, что невозможно было сыграть плохо.

– Приходилось ли вам работать с взрослыми артистами?

– Да. Два года назад к 9 мая ставили «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Возрастные актеры более консервативны, у них свои взгляды и стереотипы, которые нелегко изменить. А дети, они доверчивые, быстро зажигаются, достаточно одной идеи. Мне с ними легче: я понимаю их, а они меня.

– Как вы думаете, нужен ли городу театр?

– Театр — это искусство вечное, но оно должно быть востребовано. В Боровичах не так давно пытались его возродить. Приезжал режиссер, было объявление о наборе, но никто не пришел. Значит, на сегодняшний день люди вполне могут обходиться без него, он не вписывается в их нравственные императивы.

Но воспитание ребенка средствами театрального искусства ничем не заменишь. Здесь складывается уникальная возможность для всестороннего развития личности маленького человека. Дети сейчас много времени проводят у компьютера, у них образуется дефицит общения. А у нас коллективное творчество: один за всех и все за одного. Упор делается на то, что ты в мире не один. В театре воспитываются такие качества, как взаимовыручка, взаимопонимание, умение прислушиваться к чужому мнению. Это школа, причем — самая эмоциональная, ни на что не похожая. Впечатления от сыгранных ролей навсегда остаются в душе. Достоевский говорил: «… нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное из детства…»

– Что вам больше всего нравится в занятиях с детьми?

 – Каждодневная упорная творческая работа. Приведу пример. Никита в «Антигоне» играет стража — роль второстепенную, неприметную. Но ему интересно вживаться в образ, и он это так хорошо делает, что душа радуется. Был случай, когда актер для спектакля «Родная душа» освоил ударники. Каждый из воспитанников мне дорог, о каждом из них могу говорить часами.

               

У меня было еще много вопросов к Елене Борисовне, но в класс, где проходила беседа, начали заглядывать ее воспитанники, пришедшие на очередное занятие. Настало время прощаться. Хочу сказать, что здесь удалось общими усилиями создать удивительную атмосферу домашнего тепла и уюта, которая бывает только в крепкой и дружной семье. Я убеждена, что у ТЮЗа будут новые спектакли и премьеры. Как сказал Карел Чапек, «у театра впереди великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here