Не так давно в газете «Красная Искра» от 21 февраля на 7-й странице было опубликовано объявление следующего содержания: «Администрация города Боровичи информирует, что 04.03.2013 в 17.00 в зале заседаний городской администрации состоятся публичные слушания по вопросу организации участка по сбору, переработке и реализации лома цветных металлов (электротехническая медь) по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, мкр. Комбикормовый завод».

Несколько лет назад руководство Боровичского муниципального района уже пыталось внедрить «грязный» в экологическом плане проект. Напомним, что в июне 2008 г. в Боровичах уже состоялись слушания по поводу строительства завода по переработке аккумуляторных батарей, когда боровичане практически единогласно выразили протест этому проекту. При этом бывший глава администрации муниципального района Ю.П. Васильев подписал соглашение, предварительно введя в заблуждение жителей Железковского сельского поселения, назвав производство «экологическим». Причем в то время, как и сейчас, объявление было размещено в официальном печатном издании Боровичей в неприметном месте мелким шрифтом. У многих боровичан вызывает негодование, когда важная информация размещается далеко не на первой полосе газеты и притом мелким шрифтом, на который сложно обратить внимание и прочитать, особенно пожилым жителям людям.

Однако, по-видимому, попытки строительства в окрестностях Боровичского района экологически «чистых» производств все же продолжаются. На этот раз с целью осуществления в городе деятельности по переработке лома цветных металлов в наш город пожаловал инвестор из Санкт-Петербурга – ООО «Завод Биоэнергетик». Как было озвучено представителем организатора производства на собрании, руководство предприятия намерено переправлять шлак на уральские заводы по переработке, что вызывает логичный вопрос о рентабельности производства при таких затратах. Непонятно упорство различных инвесторов в загрязнении зеленого города производствами, аналоги которых расположены на Уральской территории. Некоторые города этого региона, в частности г. Карабаш Челябинской области с градообразующим предприятием ЗАО «Карабашмедь» приказом Минприроды от 25 июня 1996 года № 299 был охарактеризован как зона экологического бедствия. В городе Боровичи и прилегающем к нему районе и без этого сконцентрирован ряд предприятий, негативно воздействующих на окружающую атмосферу. Дальнейшее загрязнение Боровичей недопустимо.

Перейдем к требованиям по защите окружающей среды и сопутствующим ограничениям производств соответствующих классов опасности, перечень которых приведен в статье 7.1. «Промышленные объекты и производства СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03»
В соответствии с п. 3.7, 3.8 вышеуказанных правил:
Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

— промышленные объекты и производства первого класса – 1000 м;
— промышленные объекты и производства второго класса – 500 м;
— промышленные объекты и производства третьего класса – 300 м;
— промышленные объекты и производства четвертого класса – 100 м;
— промышленные объекты и производства пятого класса – 50 м.

Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности. При этом рассматриваемое предприятие может принадлежать к различным классам опасности:

 КЛАСС I – Производство по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) в количестве более 3 тыс. т/год.
 КЛАСС II – Предприятия по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) в количестве от 2 до 3 тыс. т/год.
 КЛАСС III – Производство цинка, меди, никеля, кобальта способом электролиза водных растворов
 КЛАСС IV – Промышленные объекты по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) в количестве до 1 тыс. т/год.

При этом есть ряд нюансов, характерных для рассматриваемого предприятия.
1. Предприятие не может принадлежать V классу опасности, соответственно для него санитарно-защитная зона, установленная вышеуказанными правилами, составляет не менее 100 метров. Стоит отметить, что в непосредственной близости от проектируемого объекта находятся жилые многоквартирные дома, которые в соответствии с приведенным ниже перечнем ограничений (глава 5 СанПиН) не допускается размещать в санитарно-защитной зоне.
2. Нет гарантий в обеспечении контроля, препятствующих расширению проектируемого производства, так как представленные в проекте масштабы деятельности вряд ли являются экономически обоснованными, а созданы для уменьшения класса опасности, а также контроля за соблюдением требований экологического законодательства, санитарных правил запущенного производства. Иными словами, после введения завода в эксплуатацию контроль за масштабами его деятельности, использованием фильтров усложнится, т.к. невозможно гарантировать, что фактическое положение дел на предприятии будет соответствовать отчету руководства.

При этом глава 5 предъявляет следующие требования к санитарно-защитным зонам.

5.1. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
5.2. В санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
5.6. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

Таким образом, следует остановиться на следующих моментах: население г. Боровичи, обеспокоенное запуском производства, о котором идет речь в данной статье, пришло 04.03.2013 г. выразить свое протестное мнение в Администрацию Боровичского городского поселения. Последняя, в свою очередь, видимо, не ожидая появления такого количества граждан, перенесла слушания, предположительно на 21.03.2013 г., мотивируя это недостатком площади помещения для числа собравшихся. До повторных слушаний еще есть время, в течение которого боровичане смогут узнать подробнее о вышеупомянутом производстве, сделать вывод об экологической чистоте таких предприятий и выразить свое мнение на следующем собрании. Стоит упомянуть в заключении ст. 41 п.3 и 42 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением… Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Иван Правдолюбов


ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ