В Москве состоялось Всероссийское совещание педагогов. Его работу возглавил премьер-министр Дмитрий Медведев. Он представил нового руководителя министерства образования и науки Ольгу Васильеву.

На базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы состоялась всероссийская августовская конференция педагогов. В масштабном педсовете приняли участие более 680 человек из всех регионов страны, среди которых победители Всероссийского конкурса «Учитель года», конкурсов профессионального мастерства, народные учителя и педагоги, воспитавшие победителей Всероссийских и международных конкурсов и олимпиад. В том числе и делегация из Новгородской области из семи человек.

На этот раз форум отличался от обычной рутины двумя важнейшими моментами — представлением нового министра образования Ольги Васильевой и выступлением премьер-министра страны Дмитрия Медведева.

С чем связаны эти важнейшие моменты? С чего это вдруг у педагогов отняли несколько дней каникул? И почему в первый день столь высокого и аврального педсовета неожиданно для его участников освобождается от должности Дмитрий Ливанов, участие которого было предусмотрено программой педсовета.

Наверное, это попытка Председателя правительства снизить негативный резонанс и электоральный ущерб от недавних неосторожных шагов и высказываний обоих Дмитриев по отношению к учительству страны. В условиях кризиса Минобр собирался сократить число бюджетных мест в вузах страны и научных работников, чтобы повысить зарплату остальным. У российского учительства вызвала недовольство высокая степень бюрократизации всей образовательной системы. Много бумажной работы и других формальных вещей приходилось делать управленцам и рядовым преподавателям.

Также и учителя школ, и вузовские преподаватели были недовольны высокой степенью стандартизации, как в преподавании отдельных предметов, так и в обучении в целом. Поскольку те принципы, которые исповедовал Дмитрий Ливанов, очень формализованы, наше образование перестало быть направленным на развитие мышления у детей.

Первый день совещания был отведён работе дискуссионных площадок по самым актуальным вопросам, волнующим педагогов. Вместе с приглашёнными экспертами участники обсудили проблему повышения престижа профессии учителя, конкретные меры по снижению документооборота в работе педагога, национальную систему учительского роста, совершенствование профессионального стандарта педагога, механизмы начисления и прозрачность процедуры формирования заработной платы, содержательную часть образовательных программ и вопросы, касающиеся развития инфраструктуры школ — всего 5 секций.

По поручению главы Новгородской делегации Т. П. Алексеевой автору представилось возможным участвовать в работе дискуссионной площадки по проблеме повышения статуса и престижа профессии учителя. Эта тема красной нитью проходила через проблематику других дискуссионных площадок.

Например, затрагивались и обсуждались такие аспекты: учитель — товар (продукт) или миссия, можно ли учителю, даже не семейному и бездетному, прожить на одну ставку. Целесообразно ли оцифровывать творчество учителя. Ведь неуместно это по отношению к художникам, литераторам, актерам и т. п. Как строить профессиональную карьеру педагогов и др. По итогам работы дискуссионных площадок сформированы предложения правительству по решению конкретных вопросов.

Присутствующий на конференции председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Вячеслав Никонов заверил, что будут приняты меры по дебюрократизации образовательных учреждений. А значит, педагогов освободят от дублирования информации на бумажных и электронных носителях, заполнения всевозможных никому не нужных отчётов. И учитель сможет больше времени уделять ученикам.

Выяснилось, что более 80% отчётов педагогов приходится на внешние запросы, не связанные с учебным процессом. Ведомства должны перестать запрашивать информацию в школах, размещённую в открытом доступе на сайтах организаций. И об этом, кстати, педагоги настоятельно просили содействия Дмитрия Медведева.

Что можно сказать по поводу нового министра образования России Ольги Васильевой? Пока мало что. По слухам, в кругу людей, которые давно работают в системе образования, занимаются наукой, имя Ольги Васильевой неизвестно. На мой взгляд, как бывший учитель и доктор исторических наук, новоиспечённый министр, вероятно, не могла не отслеживать развитие системы образования страны за последние четверть века.

Преждевременно делиться впечатлениями об этом человеке по первым заявлениям на совещании и в интервью телеканалу «Россия-1». Пока что это были высказывания в общих чертах, которые естественны в таких ситуациях. По её словам, в рамках четырёхчасовых дискуссий на этих площадках удалось лишь сверить ориентиры, наметить основные направления работы. Идеи же будут воплощаться в жизнь в течение всего учебного года и в ближайшей перспективе.

В то же время педагоги полагают: раз замена министра произошла, значит, то недовольство и претензии, которые неоднократно высказывались Дмитрию Ливанову, новым министром будут учтены. Председатель правительства провёл совещание в позитивном тоне. Конференция приняла резолюцию, содержание которой опубликовано на сайте Минобра. Будут ли выполнены обещания и реализованы изменения по сверенным ориентирам, как говорится, покажет время …


Л. Быков, участник конференции.       

Фото: http://government.ru


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ