«…Мир перестал быть для исследователя
красивой картиной, которую он должен рисовать
или фотографировать, а стал таинственной
страной, которую он должен познать»
А. Е. Ферсман

Впервые за 22 полевых сезона последнюю комплексную экспедицию провели не на окраинах, а в центральной части муниципального района. Оказывается, и здесь ещё можно сделать географические открытия. Для себя и для науки. Кстати, первое открытие мы сделали ещё прошлой осенью в однодневном путешествии по следам древнего волока. Маршрут проходил от села Волок через д. Горы и далее на восток через лес, урочище Старухино к д. Деревцово и оз. Зайцево. В дебрях юго-восточнее д. Райцы выявили редкий сохранившийся массив зрелого смешанного леса с дубом, клёном, лещиной. Здесь же обнаружили крупное поселение бобров с 20-метровой красивой плотиной высотой до полутора метров.

Ещё 300 лет назад такие леса были обычными для восточного борта Мстинской впадины и на соседних участках. Об этом свидетельствуют названия населённых пунктов: Дубки, Дуброви, Липовец, Орехово, Дубовики, Кленово, Поддубье. Наиболее ценные коренные хвойные и смешанные леса сведены за последние два столетия.

…Похожий поход повторили и в мае, прибавив крюк через д.д. Теребня и Райцы. Это была пора первоцветов. Девочки, впервые увидев вдоль лесной дороги сплошной и разноцветный ковёр из подснежников: белых и жёлтых ветрениц, лиловых хохлаток, синих перелесок, не скрывали эмоций откровения и восторга. Не просто смотрели и удивлялись, снимали на мобильники, а наслаждались красотой, насыщались яркими впечатлениями! Переживали подлинный майский момент жизни. Она для них в этот миг была наполнена интересом и смыслом. Стимулировала к постижению загадок и познанию пёстрого разнотравья. Поэтому замысел снарядить в эту местность очередную экспедицию возник неслучайно. К сожалению, подобные восторги и впечатления в лесу стали редким явлением для подростков…

…Участники экспедиции с 6 по 10 класс из трёх школ города 10 дней жили в лесу в палаточном лагере на берегу озера Пелено. Цель проведения таких полевых акций, как известно, — привлечение учащихся к эколого-краеведческой и исследовательской деятельности. Учащиеся, мотивированные на познание окружающей природы, в «живую» изучали неведомые и интересные уголки срединной части нашего района. Знакомились с конкретной географией, особенностями природопользования.

Главная тема экспедиции — ландшафтоведение, один из сложных видов исследований. В поле зрения были разнообразные природные комплексы: таинственные низинные и переходные болота, лесные и долинные урочища, луговые залежи с богатым разнотравьем, растения на прибрежной отмели озера. Это был непростой букет полевых работ. Ребята пробовали себя по разным направлениям комплексной экспедиции: геология и топография, гидрология и ботаника, лесоведение и экология лесных растений, геоморфология и почвоведение. Что, разумеется, требовало дополнительных знаний по этим дисциплинам, а также по ОБЖ и общетуристской подготовке. Выходы на маршруты, по сути, стали мастер-классами, образовательными, практическими, творческими.

Изучая особенности местного рельефа, заметили интересный геологический объект — озовую гряду, на полтора километра протягивающуюся вдоль юго-западного берега озера. Обычно такие вытянутые гряды высотой до 10 и более метров — следы русел водно-ледниковых рек. Углубления в теле ледника, в зависимости от скорости течения потока, нередко заполнялись грубой слоистостью из песка и гравия с галькой и валунами. Наблюдаемый же нами оз сложен с поверхности на глубину около 2 м в основном суглинками и супесями с редкой галькой. Вероятно, он образовался при медленном таянии и отступлении ледника около 25 тысяч лет назад. На месте же озёр Зайцево, Люто, Пелено, окрестностей д.д. Белавино, Жаворонково и Райцы и далее на север располагалась мощная толща края вепсовского ледника.

Вдоль юго-западного берега озера от д. Жаворонково с помощью деревянных вешек и колышков проложили ландшафтный профиль. В расчистках, скважинах и прикопках изучали грунты и почвы. Знакомились с видовым составом растений. Наблюдали приспособления растений к разнообразным условиям (особенностям освещения, почв, режима увлажнения). Андреева Юлия и Миляева Мария (обе из гимназии) собрали свежий материал по экологии растений. Выявляли редкие виды в разных местообитаниях и сообществах. Изучали самую богатую (в районе) по ареалу и плотности популяцию Пальчатокоренника пятнистого из местных орхидей. Всего определено около 50 видов растений.

Главный результат экспедиции: каждый участник сделал какое-либо открытие для себя или в окружающем мире. Оказывается, в нашем крае есть очень живописные и, к тому же, слабо изученные места с богатым биоразнообразием. Поняли, что география и биология — важные предметы, нравятся. Особенно, если постигаешь эти дисциплины не только по учебникам, но и в необычной природной среде.

В экспедиции приобрели новые полезные умения и навыки: работать с топором, компасом, нивелиром, рацией, ориентироваться на местности. Готовить пищу на костре и управлять им. Даже мальчики охотно мыли посуду. Научились оборудовать ночлег, оказывать первую помощь при ссадинах, мелких травмах. Перестали бояться клещей, ужей, пауков и слепней. Терпели назойливых комаров — вездесущих кровожадных насекомых. А ведь знали, что в эту пору лес переполнен комарами и мошкой. Открыли в себе выносливость, терпимость к трудностям, к окружающим. Поняли, что комфортность жизни в палатке зависит, прежде всего, от себя и… соседей. Привыкли есть, что сами приготовили. Полакомились лесной земляникой, ухой, поджаркой из первых подосиновиков и лисичек. Стали более уверенными и толерантными. Обрели новых друзей. Заметили, что местное население открытое и дружелюбное. В общем, получили много новых знаний, умений и навыков!

Обсудили, что не прочь вновь отправиться в путешествие. Среди участников акции для меня как руководителя открытием нынешнего сезона стали дебютанты: старшеклассники из седьмой школы А. Беляков и Ю. Михайлова. Именно на них легла самая ответственная миссия и нагрузка ландшафтных и геоботанических исследований. Они — наша опора и надежда по обработке собранных полевых материалов. По итогам экспедиции намечено 4 темы исследовательских работ для представления на муниципальный конкурс.


Леонид Быков, руководитель экспедиции, краевед          

      

 


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ