О «самых больных» для автолюбителей местах, проблемах дорожного хозяйства нашего города, их причинах и путях решения рассказала информационной службе «Боровичи Онлайн» руководитель одного из крупных дорожных предприятий города OOO «Солид» Надежда Николаевна Трофимова.

— Почему вы решили выбрать для себя на первый взгляд не женскую профессию?

— Я не считаю, что это не женская профессия. Поскольку мой папа работал водителем, то в детстве часто брал меня с собой на строящиеся объекты: дороги, дома. Я очень любила ездить с ним на машине, наблюдать за стройками, поэтому и поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт. После его окончания 8 лет проработала технологом на заводе ЖБИ, а потом меня пригласили в горком партии, где 2 года я была инструктором промышленно-транспортного отдела.

В годы перестройки работала в исполкоме — сначала инженером, затем начальником отдела капитального строительства. Через некоторое время Владимир Николаевич Огоньков, который в то время был главой города и района, предложил мне должность его заместителя, и на этом посту я проработала 5 лет.

Слушая сейчас отчёты, становится немного грустно от того, что мы не строим ни одного километра дорог. Недавно просматривала свой отчёт о деятельности за 1991 или 1992 год, когда в Боровичском районе было построено 60 км дорог, два моста через реку Удинка, были введены в эксплуатацию 60 тысяч квадратных метров жилья, детсад в н. п. Тухун. Также в 90-е годы мы построили новую АТС в городе, что позволило снабдить стационарными телефонами все квартиры. Для города это событие было настоящим прорывом. Ещё одним значительным для города событием в те годы было строительство водовода из подземных источников «Бабино», ввод в эксплуатацию 2-го витка газопровода и газораспределительной станции в районе д. Шиботово, что дало толчок дальнейшему развитию городу и близлежащим районам (Любытинскому, Мошенскому).

Но долго работать заместителем главы администрации сложно. Мне очень нравилась дорожная отрасль, а дорожное предприятие было одним из сильных в городе, и когда мне предложили сменить уходящего на пенсию Гаврилова Николая Васильевича, я согласилась. Так я оказалась в «дорожниках», и с 1997 года (уже 19 лет) я работаю в дорожной отрасли.

— А что, на ваш взгляд, сегодня мешает нам строить новые дороги, объекты, развивать дальше город?

— Финансирование, которое сократилось в разы. Если раньше вводили 60 тысяч квадратных метров жилья, то сейчас отчитываемся о 15-25 тысячах. А для строительства жилья, так же, как и дорог, у нас имеется хороший потенциал.

Возможно, прокладывать дороги сегодня не так актуально, как раньше, потому что их в своё время  в большом количестве построили наши отцы, но сегодня эти дороги нуждаются в ремонте. Было бы достаточное финансирование, мы бы могли делать гораздо больше и лучше. Но если десятилетиями капитально не ремонтируется ни один километр дорог, а срок службы асфальтобетонного покрытия составляет 6–7 лет, да ещё увеличилась интенсивность дорожного движения, то последствия вполне логичны — сегодняшнее неудовлетворительное состояние дорог.

— Проблемы с дорогами в небольших городах, таких как Боровичи, наблюдаются по всей России…

— Нашим дорогам, финансируемым по остаточному принципу, не хватает денег, а федеральные дороги проплачиваются в полном объёме. Некоторые боровичане возмущаются, что только недавно на подъезде к Великому Новгороду положили асфальт, и уже его перекладывают, меняют барьерные ограждения. Причина тому — окончание срока службы (6 лет). А у нас наблюдается недостаток средств в территориальном дорожном фонде и в муниципальном бюджете. Сегодня ситуация складывается таким образом, что на капитальный ремонт средства не выделяются, недостаточно их даже на содержание дорог. Поэтому мы заделываем только аварийные ямки. Но так как полотно уже десятилетиями не ремонтировалось, то вокруг заделанной ямки покрытие разрушается. А дороги надо ремонтировать или «картами» закрывать. Такой вид ремонта, как поверхностная обработка, применяемый в старые времена, сохранил очень много дорог. Пролитые битумом и засыпанные чёрным щебнем дороги дольше сохранялись. Пример тому — дорога на Кировский. В 2000-х годах мы её спасали таким способом, и она простояла почти 14–15 лет.

Наш город промышленный, очень много товаров доставляется в Москву и Санкт-Петербург. Кроме того, Боровичи выступает как транспортная артерия, через которую проходят дороги по семи направлениям: Хвойная, Пестово, Мошенское, Окуловка, Угловка, Валдай, Любытино–Спасская Полисть. Эти дороги имеют высокую значимость, но на их ремонт средств недостаточно.

— Дороги — тема достаточно «больная», как вам удаётся сдерживать недовольство автолюбителей?

— Людям мы стараемся объяснить, что выполняем работы в рамках контракта и выделенных средств. Если вы пришли в магазин, и имеете в кармане 1000 рублей, вам ведь никто не продаст товара на 1500 рублей. Точно так же и здесь — есть объёмы по содержанию дорог, которых мы придерживаемся. Нашу работу после завершения всегда проверяют инспекторы, эксперты дорожного хозяйства.

Поэтому, если по городу на содержание дорог предусмотрено 13 миллионов в год, то и мы рассчитываем свои силы, исходя их этой суммы, иначе предприятие будет работать в убыток себе. Ведь больше нам никто не заплатит. Сегодня люди недовольны нашими дорогами, а я недовольна тем, что на эти дороги выделяются слишком малые объёмы средств.

— Сейчас полным ходом идёт очистка улиц от песка, посыпанного зимой, можно ли избежать этого?

— Да, можно использовать специальные растворы. Но для того, чтобы их изготовить, нужно переоснастить дорожное предприятие. А для этого опять-таки нужны средства. Растворы должны храниться в определённых условиях — в соответствующих требованиям ёмкостях и помещениях. Для небольших провинциальных городов, таких как Боровичи, особенно с таким неровным рельефом местности, где присутствуют спуски и подъёмы, лучше, чем песко-соляная смесь, ничего нет. Поступало предложение от руководителей предприятий содержать дороги в накате и посыпать отколом, крошкой. Но наш рельеф, например, гора на
ул. К. Либкнехта, это не позволяет. В районе есть несколько дорог, которые мы содержим в накате, так как условия для этого подходящие. Такой же способ используют Финляндия и Норвегия, и люди ездят по дорогам с допустимыми скоростями.

— Работа — работой, а как вы расставляете жизненные приоритеты?

— Я считаю, что всё должно быть в гармонии, и одно не должно мешать другому. У меня чудесная семья. Вот уже на протяжении 42 лет мы вместе. В жизни бывают разные периоды, но в любой ситуации мы всегда поддерживаем друг друга.


ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ