В наше время дорога к этому месту протоптана и проезжена туристами и не таит в себе никаких загадок. Разве что на последнем участке – крутом спуске между живописных меловых холмов – захватывает дух и возникает ощущение чего-то необычного, предчувствие прикосновения к таинству…

Площадка для парковки несколько разочаровывает обыденностью и скромненькой каменной аркой с воротами – входом на территорию монастыря. Иду, глазея по сторонам, как обычный турист, пресытившийся красотами русской природы, без особенного воодушевления. И, в какой-то момент, замираю – перед глазами волшебные, настолько не похожие на привычные новгородскому глазу храмы, сооружения, естественно и органично вписывающие в белые горы, как будто это не искусственные образования, а нечто, созданное самой природой или… самим Всевышним? Словами передать эмоции и поразительные ощущения просто невозможно. Да и на фото не особенно получилось. Конечно, нужно непременно ехать самому и уже там, на месте, оценить по достоинству труд.

Всего же пещер в меловых холмах, относящихся непосредственно к монастырю – восемь. Самая большая из них – огромный подземный Спасский храм, который долгое время являлся основой Костомаровского Святого места. Его свод возведен на двенадцати больших колоннах, а сам храм может единовременно вместить до 2000 человек. В нем находится чудотворная икона Костомаровской Божией Матери израненная шестью пулями. Рассказывают, что в 30-е годы, при закрытии монастыря, большевики целились в лики Богоматери, Младенца, но пули отводились от ликов и легли вокруг. Начало строительства Спасского подземного храма относят к XII-му веку, а завершение – к XIX-му.

Сам  храм строился и с расчетом на то, чтобы прихожане, да и сами его обитатели, могли укрыться в случае вражеских нападений и даже выдержать долговременную осаду. В стенах святыни были высечены небольшие кельи для монахов-затворников. Все их общение с внешним миром проходило через узкое маленькое окошечко. Там же есть келья затворника-столповика, такое странное название говорит о том, что всю свою затворническую жизнь такой отшельник проводил стоя, даже во сне, прикрепляя себя к стене цепями или веревками.
Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии.  Однако, имеются и другие версии, согласно которым, этот монастырь, возможно, претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является началом распространения христианства на территории нынешней России. Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…


ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ