История города.1 610

На реке Мсте, на трех береговых уступах-террасах раскинулся город Боровичи. История боровичских поселений — погостов* уходит вглубь первого тысячелетия. Первые погосты устанавливались на берегах реки Мсты в 947 году по велению княгини Ольги. Боровичский погост впервые упоминается в переписной оброчной книге Деревской пятины около 1495 года. В 1564 году упоминается уже как торгово-промышленное поселение Боровичский Рядок**. Название свое селение получило в связи с тем, что строилось на «боровище» — холмах, поросших соснами. Основным занятием жителей Боровичей была проводка судов по мстинским порогам, что отражено в высочайше пожалованном Екатериной II гербе города.

С древности по Мсте шел торговый водный путь на Волгу и далее к Каспийскому морю, в страны Средней Азии. Здесь суда останавливались, чтобы взять опытных лоцманов, которые провели бы их через мстинские пороги, а те, кто пороги уже миновали, — чтобы устранить повреждения. Время шло, и жизнь на берегах Мсты все более оживлялась. В годы шведской интервенции Боровичский погост был сожжен. Только при Петре I жизнь вошла в прежнюю колею. В новую столицу по Мсте шло много судов с грузами. Чтобы поднять воду на Мстинских порогах и сделать эту часть реки судоходной, было решено соорудить Вышневолоцкое водохранилище. Возросла необходимость в опытных лоцманах. Петр I даже освободил их от всех податей, и в 20 верстах от Боровичей появилась лоцманская слобода Опеченский посад.

История-города-2

В годы правления Екатерины II была проведена реформа местного самоуправления, в результате которой крупные села получили статус города. 28 мая 1770 года императрица Екатерина II подписала указ о переименовании Боровичей в город, а через два года он получил статус центра Боровичского уезда Новгородской губернии. Город Боровичи с 1770 г. стал центром гончарного промысла.В апреле 1772 года Сенат утвердил план и герб города Боровичи. В 1786 году открылись школа водных коммуникаций и больница. В 1787 году начались занятия в малом народном училище.

История-города.-3

В 1772 году Сенат утвердил план застройки Боровичей, воплощавшийся в течение всего XIX столетия. Город представлял в плане почти квадрат, ограниченный улицами Пятницкой, Загородной, Московской и Петербургской. Новый план требовал регулярного расположения домов на улицах, деления на кварталы, обязательного наименования улиц и переулков. Регулярный центр должен был застраиваться каменными двухэтажными домами «возможно лучшего вида». Дома вдоль «рядовых» улиц рекомендовалось строить из дерева. Главные городские здания — собор, присутственные места, торговые ряды — находились на правом берегу Мсты.

История-города.-4

Живописная долина Мсты смягчала сухую геометричность планировки городских кварталов. Запрещалось «пестрить дома и всякое строение краскою», их надлежало окрашивать ровно. Допускались цвета: белый, палевый, бледно-желтый.К 1785 году в Боровичах уже имелось 16 каменных, 317 на каменном фундаменте и 373 деревянных дома, 3 кирпичных завода, мельница. Дважды в год проходили ярмарки. Наиболее крупное строительство велось в XIX веке. С начала XIX века модными стали желтые тона. Именно этот век определил стиль города. Значительное количество жилых построек, относящихся к середине XIX века, возведено в стиле так называемого позднего классицизма. Их отличает тяжеловесность, грубоватость и добротность. Никаких архитектурных излишеств. В 1840 году в городе Боровичи насчитывалось каменных домов — 200, смешанных домов — 101, деревянных домов -1026, а «кроме того: гостиниц — 2, питейных домов — 18, погребов для иностранных вин — 9, церквей каменных — 7, деревянных — 2, часовен — 10, да богадельня на 10 человек, сиротовоспитательный дом на 10 младенцев, больница на 25 чел». (И. Пушкарев). По данным Первой всеобщей переписи населения в 1897 году в Боровичах проживало 9431 человек.

История-города.-5

Промышленное развитие города связано с производством огнеупорных кирпичей и началось в 70-х годах XIX века. После открытия в 1851 году Николаевской железной дороги значение Мсты как водной транспортной артерии утратилось, и развитие огнеупорной промышленности стало новым этапом в истории города. В окрестностях Боровичей были обнаружены большие запасы извести, серного колчедана, бурого угля и огнеупорных глин. Ещё в 1786 году в устье Крупы, притока Мсты, была пробита первая в России штольня для добычи бурого угля. В 1855 году, недалеко от Боровичей, шведский промышленник Нобель основал первый завод огнеупорных изделий. Но настоящий рост огнеупорной промышленности связан с именем немецкого промышленника Вахтера. Первый завод он построил в 1880 году.

История-города.-6

Строительство в 1876 году железнодорожной ветки от станции Угловка на линии Москва—Петербург до Боровичей содействовало развитию огнеупорной промышленности, которая занимает лидирующие позиции. Ещё одним крупным предприятием города является «Боровичский комбинат строительных материалов», основанный в 1910 году. Комбинату принадлежит единственная в Новгородской области и одна из немногих в России электрифицированная узкоколейная железная дорога длиной свыше 2 километров. В Боровичах был крупнейший из двенадцати в Советском Союзе обозостроительный завод «Смена». В настоящее время Боровичи — город областного значения и второй, после Великого Новгорода, промышленный центр в Новгородской области и административный центр Боровичского муниципального района.

По материалам: книга «Боровичский край» Л. В. Подобед, Г. А. Александрова; ru.wikipedia.org

Фотоматериал: www.boradmin.ru

* Погост — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).

** Рядок — мелкое торгово-промышленное поселение в Древней Руси, преимущественно в Новгородской земле. Появилось в конце XV века на торговых путях и в местах промыслов.